Станислав Пронин: «Я предпочитаю личность, а не технический перфекционизм»

Член жюри Одесского международного конкурса скрипачей Станислав Пронин, связанный с Одессой семейным корнями. Первым его учителем был дед Вениамин Пронин, ученик Столярского и преподаватель Одесской консерватории. Возвращение в Одессу и участие в жюри конкурса, как рассказал Станислав, для него особенно сентиментально.      

— Одесский международный конкурс скрипачей собрал отличную, на наш взгляд, команду жюри: Андрей Белов, Алексей Семененко, Богдана Пивненко, Андрей Мурза – действительно известные и концертирующие музыканты. Как Вам атмосфера прослушиваний и обсуждения в таком кругу?

Станислав Пронин: – Атмосфера очень хорошая. Мы очень дружно разговариваем, всё обсуждаем. И в основном мнения всех сходятся, то есть нет никаких «подводных течений» которые часто присутствуют на разных международных конкурсах. У нас абсолютно все открыто и, на мой взгляд, все честно и справедливо.

Были такие участники, которые в приятном смысле нас удивили – очень талантливые исполнители! Было трудно обсуждать, кто займёт какие места, потому что призов меньше чем тех, кто их заслуживает.

— Первый тур конкурса был отбором по видео записи. Насколько это практикуется в мире?

Станислав Пронин: – Видео-тур практикуется очень часто как отборочный тур. Грубо говоря, чтобы члены жюри не тратили своё время. На наш конкурс подали заявки 67 человек. Представляете, сколько времени мы сидели, пока прослушали их записи?

Несколько участников я запомнил по видео, и они играли вживую на таком же высоком уровне. Некоторые на мой взгляд играли не так ярко на видео, хоть мы их и пропустили во 2-ой тур. Но когда человек выходит на публику, он часто открывается и играет совсем по-другому чем на записи, хотя может быть и наоборот. Это достаточно непредсказуемо…

— Иногда очень трудно сравнивать конкурсантов: бывает, что один играет все хорошо технически, без ошибок, но и без эмоций; а другой – очень эмоционально, захватывающе, но попадаются пару фальшивых нот. В такой ситуации, кому из конкурсантов отдадите предпочтение?

Станислав Пронин: – Очень хороший вопрос! С одной стороны конкурс, как часто говорит мой педагог Захар Брон, это – результат данного дня. Тех, кто сыграли всё технически замечательно, блестяще, но при этом как-то скучновато, хочется также наградить за то, что они трудились. С другой стороны, есть менее «ровные» музыканты у которых чувствуется настоящая личность, харизма, полная отдача на сцене. Лично я предпочитаю индивидуальность, а не технический перфекционизм.

Но это трудная задача, потому что хочется по достоинству оценить труд исполнителей. Мы, члены жюри, сами играем концерты, и прекрасно понимаем, что это такое и насколько это всё сложно.

— Когда оцениваете конкурсанта, допускаете мысль, что всё-таки перед вами ребенок, например, 11 – 13 лет, а уже выступает с трудной программой на международном конкурсе?

Станислав Пронин: – Конечно, эта мысль проскальзывает, и при этом задумываешься о потенциале подобного юного исполнителя. Никто не может знать что произойдет в дальнейшем. Если есть какие-то задатки, мы это слышим, так как у меня и моих коллег в жюри большой опыт. С  другой стороны, относиться к конкурсанту как к ребёнку мы не можем.

Я стараюсь слушать с музыкальной точки зрения, несмотря на возраст исполнителя, оценивая насколько интересно он играет, без всяких сентиментальностей.

— Основой конкурсного репертуара есть барочные, классические и романтические произведения: концерты П.Чайковского, Й.Брамса и Я.Сибелиуса, полифонические и виртуозные пьесы Й.С.Баха, Н.Паганини, Ф.Крейслера и других композиторов. Как вы относитесь к исполнению современной музыки в программе конкурса? Или лучше играть классику, а уже с возрастом и большим опытом приступать к исполнению современной музыки?

Станислав Пронин: – Говорят, что один студент по композиции подошёл как то к Моцарту и спросил у него, как писать симфонии. И Моцарт ответил, – «Вам ещё рановато…» – «Но Вы же написали первую симфонию когда Вам ещё 7-ми лет не было!», возразил студент, на что Моцарт ответил, – «Да, но я никогда и ни у кого не спрашивал, как её надо писать».

Я веду к тому, что если есть интерес к современному искусству, если оно захватывает – надо им заниматься, независимо от возраста или «уровня развития».

Я сам очень много играю современной музыки, увлекаюсь различными жанрами, такими как рок, блюз, и т.д., это всё очень интересно и познавательно. Я считаю, что новая музыка (я не имею в виду музыку ХХ века вроде Шостаковича или Бартока, которую почему-то до сих пор считают «новой»… По идее, новая, современная музыка это то, что сочиняется сегодня), необходима для дальнейшего креативного прогресса. Исполнение исключительно «стандартного» репертуара способствует некому застою, который плохо сказывается на нашем искусстве.

К сожалению, как ни странно, многие сегодняшние артисты и устроители концертов относятся очень консервативно к выбору репертуара. Оркестры в основном каждый сезон играют тоже самое: симфонии Бетховена, Брамса… Все это гениальная музыка, но я все-таки поддерживаю современное искусство, потому что оно помогает слушателям и исполнителям развиваться и в других направлениях.

В этот раз международный конкурс в Одессе оказался достаточно коротким, но в будущем я бы с удовольствием добавил современное произведение, или, к примеру, сочинение собственной каденции к концерту Моцарта.

— Что пожелаете конкурсу в будущем?

Станислав Пронин: – За последние 90-100 лет многое в Одессе изменилось: когда-то был Столярский, было множество лауреатов, известных скрипачей и педагогов. На первом конкурсе Изаи/Королевы Елизаветы высшие награды получили Одесситы Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Борис Гольштейн и Михаил Фихтенгольц. Сегодня дела обстоят иначе…

Но я был приятно удивлён, что ребята такого высокого уровня приехали в Одессу из разных стран и надеюсь, что при муниципальной поддержке, при поддержке музыкантов, это событие сможет повторяться хотя бы раз в несколько лет. Мне кажется, что это достаточно прогрессивное событие для культурной жизни города. Надеюсь, что этот конкурс «поднимет планку» общего музыкального уровня, отношения к искусству и скрипичной игры.

Детальная информация о членах жури на сайте конкурса: http://odessacompetition.com/ru/zhjuri/

Фотографии предоставлены Станиславом Прониным

 Разговаривала Стефания ОЛИЙНЫК

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *